Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

Города- побратимы

На́бережные Челны́ (тат. Яр Чаллы, с ноября 1982 по начало 1988 года назывался Бре́жнев) — город в России, в северо-восточной части Татарстана, на левом берегу реки Кама. Берега реки соединены плотиной, по которой проходят автомобильная и железная дороги. 

Первые поселения, как показывают археологические раскопки, в районе современных Набережных Челнов были основаны племенами срубной культуры ещё в середине III тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзового века.

В новое время первым поселением на месте города был основанный русскими крестьянами[8] из близлежащего города Елабуги в 1626 году Чалнинский починок (впоследствии село Мысовые Челны, а с 1930 года — Красные Челны). Сам город вырос из основанного чуть позже соседнего села Бережные Челны[9].

К концу XIX века село стало крупным центром хлебной торговли. В 1914 году правительство Российской Империи начало строительство хлебного элеватора, который на тот момент стал третьим по ёмкости в России.

С 1921 по 1930 годы Набережные Челны был административным центром Челнинского кантона.

10 августа 1930 года постановлением ВЦИК СССР селу Набережные Челны присвоен статус города. Бурный рост Набережные Челны испытали с начала 1970-х в связи со строительством гигантского по размерам Камского автомобильного завода (КАМАЗ) и новых жилых массивов для работников завода. Ежегодно десятки тысяч людей со всего Советского Союза ехали на строительство завода. 35-тысячный прежде город за 20 лет бурного роста достиг отметки в полмиллиона при планировавшемся населении в 350 000 человек. Территория, охваченная масштабным жилищным строительством, начавшимся в связи с возведением КамАЗа, получила название Новый город.

Параллельно с бурным ростом Набережных Челнов и соседнего Нижнекамска (там в 1961—1973 г. построены нефтехимический и шинный комплексы) появились аэропорт Бегишево (1970—1971), Нижнекамская ГЭС (1963—1979), Нижнекамское водохранилище (1978—1979), железная дорога Агрыз — Круглое Поле (1976—1982), строилась Татарская АЭС (1980—1990, не достроена), Камский тракторный завод в Елабуге (1984—1990-е).

В 1982—1988 годах город назывался Брежнев (по имени бывшего главы СССР Л. И. Брежнева, в период правления которого город был фактически построен с нуля), после чего городу было возвращено историческое название.

В постсоветский период в 1990-х годах моногород испытал стагнацию в связи с общим для страны упадком промышленности, а также крупным пожаром и полным разрушением завода двигателей КАМАЗа 1993 года. Это сопровождалось разгулом преступности (уровень которой был довольно высок уже в 80-е годы) и подъёмом татарского национализма. 

В этих благодатных краях люди селились еще в каменном веке. Археологи нашли здесь древние стоянки первобытного человека периода палеолита и мезолита, селища  ананьинской и азелинской культур, булгарские городища и надгробия периода Золотой Орды. На одном обнаруженном здесь надгробном камне сохранилась надпись на армянском языке (очевидно, здесь была армянская колония). На нем стоит дата – 1318 год. До столицы Великой Булгарии – древнего Булгара – отсюда рукой подать. Он расположен на противоположном берегу Волги.  Древняя и прекрасная Камско-Устьинская земля  хранит память о процветающих, могущественных тюркско- татарских государствах: Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве. Она столетиями объединяла в дружбе и труде братские народы. В местном краеведческом музее хранятся бесценные экспонаты о прошлом поселка Камское Устье. Когда-то это было село Богородское – по названию местной Богородице-Рождественской церкви. Она была построена из дерева еще в 1630-е годы, затем снесена. Ныне на ее месте возвышается новый великолепный храм из красного фигурного кирпича с золотыми куполами (2005 года постройки). В ХVII веке здесь находился Митрополичий двор, где жил приказчик, надзиравший за монастырскими служками. По данным 1646 года, основным занятием монахов была рыбная ловля. Рыбных ловцов, как говорится в сохранившемся старинном документе, было 6 дворов. В них жили 8 взрослых и 9 недорослей. Помимо них в селении было 16 крестьянских дворов, и в них – 36 взрослых и 24 недоросля. Три двора занимали священники местной церкви: поп, дьякон, пономарь. К ним в гости часто приезжал из Казани митрополит со своими чадами и домочадцами. Наезжали и дети боярские с дворовыми девками и работными людьми. В документе от 1745 года значатся « большие сады архиерейские – два яблоневых и один хмелевой». К 1891 году садов в Камском Устье уже 238 десятин. Садоводством к этому времени занималась половина жителей поселка – 180 дворов. Местные яблоки, особенно антоновские, славились отменным вкусом и лежкостью. Их можно было перевозить на далекие расстояния и хранить всю зиму. Другая половина селения занималась хлебопашеством (сеяли рожь, пшеницу, лен), огородничеством ( выращенный здесь отборный лук пользовался спросом по всему Поволжью), различными ремеслами. Здесь жили плотники, бондари, портные кузнецы. Но больше всего было грузчиков и бурлаков. Дело в том, что в Камском Устье с незапамятных времен была большая пристань. Здесь перегружали большегрузные суда с низовьев Волги на более мелкие, идущие вверх по Каме, Волге и их притокам. По данным 1897 года, в Камско-Устьинской пристани в год перегружалось до полумиллиона пудов различных грузов. В основном это были зерно, мука, льняное семя, скобяные изделия, листовое железо, яблоки, алебастр. В сезон для участия в погрузочных работах здесь собиралось до десяти тысяч крестьян, пришедших на заработки. Одних пекарен здесь было более двадцати. А бакалейных лавок и мануфактурных магазинов в этом небольшом селении перед революцией было 22. В 1859 году пришедшие на заработки закупили у местных лавочников две тысячи пудов муки, три тысячи пудов мяса и солонины, четыре тысячи пудов различных круп и другие продукты. Неудивительно, что местные купцы богатели и строили крепкие двухэтажные каменные и полукаменные дома. Некоторые из них сохранились до сих пор. А хозяева, разумеется, в 30-е годы были раскулачены и сосланы, многие расстреляны. Зимой хорошие заработки давала починка и покраска судов. В местном затоне перед началом навигации можно было насчитать до двухсот судов, поставленных на ремонт. Местная почва, богатая известью, и местный микроклимат как нельзя лучше подходят для садоводства. Исторические источники свидетельствуют, что, например, в расположенном по соседству селении Красновидово  перед революцией из 239 хозяйств 202 занимались исключительно выращиванием яблок и других плодово-ягодных культур. На местной пристани в урожайный год отгружалось на продажу несколько тысяч пудов отменных яблок. Весной все Красновидово было в белом благоухающем цвету. Кстати, местные старожилы уверяют, что село назвала так проплывавшая мимо императрица Екатерина II за открывающийся отсюда удивительно красивый ( «красный») вид. Может быть, именно это привлекло сюда и юного «буревестника» М.Горького.