Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков
Профилактика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей и подростков очень актуальна. В этой связи необходимо довести до детей, подростков, родителей, учителей и водителей, что несчастные случаи с детьми на дорогах, по большому счету, возникает в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Чувство опасности у детей развито недостаточно, поэтому они порой стремительно бросаются на проезжую часть из-за закрытого обзора, забывая о мерах предосторожности. Поэтому крайне важно знать детям, подросткам и их родителям, особенно взрослым участникам дорожного движения о причинах попадания детей и подростков в ДТП, для того чтобы не допускать ошибки, способствующие совершению ДТП с их участием.
Следственным отделением отдела МВД России по городу Аргун Чеченской Республики в ходе изучения обстоятельств ДТП, а также причин, способствовавших их совершению, в том числе с участием детей и подростков, установлено:
– переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода;
– пострадавшие вовремя не заметили приближающийся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности;
– водители нередко воспринимают детей как “модель” взрослого человека, не понимая их психофизиологических особенностей поведения на дороге;
– дети попадают в ДТП из-за не сформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве;
– выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих или движущихся транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор видимости. Чувство опасности у детей развито недостаточно, поэтому они порой стремглав бросаются на проезжую часть из-за закрытого обзора, забывая о мерах предосторожности. Выбегая на проезжую часть, ребенок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать с большей скоростью легковые автомобили;
– водители часто не замечают детей на проезжей части из-за их маленького роста. Когда они внезапно появляются перед близко движущимся автомобилем, водители не в состоянии свернуть в сторону и своевременно затормозить;
– в силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора.
– на перекрёстках наезды часто происходят из-за того, что на зелёный сигнал одновременно с пешеходом поворачивают автомобили, и водители не всегда пропускают пешеходов, особенно детей, которых они не видят из-за их маленького роста;
– игра вблизи и на проезжей части;
– неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта;
– езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги. Не зная правила дорожного движения о том, что ездить на велосипеде по проезжей части разрешается только с 14 лет, дети катаются на велосипеде, роликах и самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть;
– переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.
Родители, учителя, педагоги и вообще все взрослые люди должны и обязаны учить детей и подростков к правилам поведения на дорогах, так как именно они ответственны за их поведение, и детский травматизм ложится не только на плечи работников ГИБДД, но и плечи родителей, учителей, педагогов, и плечи всех участников дорожного движения.
Соблюдение всех мер безопасности на дорогах водителями транспортных средств, пешеходами, а также детьми и подростками, является крайне важным обстоятельством, и позволит избежать травматизма и жертв на дорогах.
Начальник следственного отделения
отдела МВД России по городу Аргун
майор юстиции М.А. Озиев