Проект постановления “О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время на территории городского округа город Аргун”
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
____________________ №_______
О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время на территории городского округа город Аргун
В соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», руководствуясь статьей 63 Устава городского округа город Аргун, утвержденного решением Совета депутатов г. Аргун от 3 августа 2021 года № 35 и на основании статьи 7, части 6 статьи 43, статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановляю:
1. Утвердить Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время на территории городского округа город Аргун, согласно приложению № 1.
2. Утвердить состав комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время на территории городского округа город Аргун, согласно приложению № 2.
3. Утвердить функциональные обязанности членов комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время на территории на территории городского округа город Аргун, согласно приложению № 3.
4. Утвердить Типовой перечень объектов повышенного риска (пожар взрывоопасных объектов) и объектов жизнеобеспечения населения городского округа город Аргун, согласно приложению № 4.
5. Утвердить Типовой перечень организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению, снижению риска и интенсивности возникновения источников аварий и катастроф, снижению тяжести последствий их воздействия на население, объекты экономики и окружающую среду, обеспечению устойчивости работы потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, согласно приложению № 5.
6. Разместить настоящее распоряжение на официальном сайте мэрии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра Эхиева И.Х.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Приложение № 1
УТВЕРЖДЕНО
от ______________ №_______
ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время на территории
городского округа город Аргун
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», методическими рекомендациями Главного управления МЧС России по Чеченской Республики по организации деятельности комиссии по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса.
1.2. Комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики городского округа город Аргун создается при мэрии г. Аргун в целях организации планирования и контроля выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время (в дальнейшем – чрезвычайные ситуации) и является постоянно действующим организующим органом.
1.3. Комиссия формируется из представителей структурных подразделений мэрии городского округа город Аргун, основных организаций, предприятий и учреждений городского округа.
1.4. В своей деятельности комиссия руководствуется Федеральными законами Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и в целях осуществления мер по повышению устойчивости функционирования экономики городского округа город Аргун в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени , методическими рекомендациями Главного управления МЧС России по Чеченской Республике по организации деятельности комиссии по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса, постановлениями и распоряжениями мэра г. Аргун, настоящим Положением и другими руководящими документами по вопросу подготовки организаций, предприятий и учреждений к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях.
II. ЗАДАЧИ КОМИССИИ
2.1. Основной задачей комиссии является организация работы по повышению устойчивости функционирования организаций городского округа город Аргун в чрезвычайных ситуациях с целью снижения возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника в военное время, обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района и создания оптимальных условий для восстановления нарушенного производства.
2.2. При функционировании районного звена районной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на комиссию возлагаются:
В режиме повседневной деятельности:
– координация работы руководящего состава и органов управления районного звена РСЧС по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, организаций и учреждений в чрезвычайных ситуациях;
– контроль за подготовкой объектов экономики, организаций и учреждений муниципального района к работе в чрезвычайных ситуациях, за разработкой, планированием и выполнением мероприятий по повышению устойчивости функционирования в экстремальных условиях независимо от форм собственности, за увязкой этих мероприятий со схемами районной планировки, строительства, реконструкции объектов и модернизации производства;
– организация работы по комплексной оценке состояния, возможностей и потребностей всех объектов экономики организаций и учреждений городского округа для обеспечения жизнедеятельности населения, а также выпуска заданных объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений в чрезвычайных ситуациях;
– рассмотрение результатов исследований по устойчивости, выполненных в интересах экономики городского округа, и подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;
– участие в проверках состояния гражданской обороны и работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций (по вопросам устойчивости), в командно-штабных учениях и других мероприятиях, обеспечивающих качественную подготовку руководящего состава и органов управления по вопросам устойчивости;
– организация и координация проведения исследований, разработки и уточнения мероприятий по устойчивости функционирования объектов экономики, организаций и учреждений;
– участие в обобщении результатов учений, исследований и выработке предложений по дальнейшему повышению устойчивости функционирования объектов экономики, организаций и учреждений в чрезвычайных ситуациях для включения в план действий по предупреждению и ликвидации ЧС и в план гражданской обороны городского округа по вопросам устойчивости.
В режиме повышенной готовности:
– принятие мер по обеспечению устойчивого функционирования экономики в целях защиты населения и окружающей среды при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При переводе объектов экономики, организаций и учреждений муниципального района на работу по планам военного времени:
– контроль и оценка хода осуществления объектами экономики, организациями и учреждениями мероприятий по повышению устойчивости их функционирования в военное время;
– проверка качества выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики городского округа с введением соответствующих степеней готовности гражданской обороны;
– обобщение необходимых данных по вопросам устойчивости для принятия решений по переводу экономики городского округа на работу по планам военного времени.
В режиме чрезвычайной ситуации:
– проведение анализа состояния и возможностей важнейших объектов экономики городского округа в целом;
– обобщение данных обстановки и подготовки предложений мэру г. Аргун по вопросам организации производственной деятельности сохранившихся мощностей, восстановления нарушенного управления объектами экономики, обеспечения жизнедеятельности населения, а также проведения аварийно-восстановительных работ.
2.3. Свои задачи по повышению устойчивости функционирования экономики района в ЧС комиссия выполняет в тесном взаимодействии с комиссией по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности при мэрии г. Аргун, структурными подразделениями мэрии городского округа город Аргун и заинтересованными органами.
III. ПРАВА КОМИССИИ
3.1. Доводить указания мэра г. Аргун, направленные на повышение устойчивости функционирования экономики муниципального района, до объектов экономики, предприятий, организаций и учреждений.
3.2. Давать заключения на представляемые структурными подразделениями мэрии городского округа предложения для включения в перспективные и годовые программы развития отраслей экономики городского округа.
3.3. Запрашивать от структурных подразделений мэрии городского округа, объектов экономики, предприятий, организаций и учреждений необходимые данные для изучения и принятия решений по вопросам, относящимся к повышению устойчивости функционирования экономики городского округа.
3.4. Привлекать к участию в рассмотрении отдельных вопросов устойчивости специалистов проектных и других институтов, объектов экономики, организаций и учреждений.
3.5. Заслушивать должностных лиц объектов экономики, организаций и учреждений городского округа по вопросам устойчивости, проводить в установленном порядке совещания с представителями этих объектов экономики, организаций и учреждений.
3.6. Участвовать во всех мероприятиях, имеющих отношение к решению вопросов повышения устойчивости функционирования экономики городского округа.
IV. ОБЯЗАННОСТИ КОМИССИИ
4.1. По вопросам устойчивости топливно-энергетического комплекса, транспортной системы и связи:
– определение степени устойчивости элементов и систем электро-, тепло- и водоснабжения, а также снабжения ГСМ в чрезвычайных ситуациях;
– анализ возможности работы объектов экономики, организаций и учреждений муниципального района от автономных источников энергоснабжения и использования для этих целей других источников, в том числе и твердого топлива;
– оценка эффективности мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и анализ возможных потерь основных производственных фондов и мощностей в чрезвычайных ситуациях;
– анализ эффективности мероприятий по повышению устойчивости функционирования системы управления и связи, в том числе способности дублеров обеспечить управление городским округом, объектами экономики городского округа при нарушениях связи с основными органами управления.
4.2. По вопросам устойчивости агропромышленного комплекса:
– анализ эффективности мероприятий по снижению ущерба в животноводстве, растениеводстве и производстве продуктов питания и пищевого сырья;
– определение потерь мощностей агропромышленного комплекса, снижения объема производства продукции и предоставления услуг населению;
– подготовка предложений по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений.
4.3. По вопросам защиты населения и обеспечению жизнедеятельности:
– анализ эффективности системы защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности;
– определение возможных потерь населения, разрушений объектов жизнеобеспечения;
– подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию защиты населения;
– подготовка предложений по дальнейшему повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений социальной сферы на территории городского округа.
Приложение № 2
УТВЕРЖДЕН
постановлением мэра г. Аргун
от ______________ №_______
СОСТАВ
комиссии по повышению устойчивости по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время на территории городского округа город Аргун
1 | МАСАЕВ Илес Ахмедович | Мэр г. Аргун, председатель комиссии |
2 | ЭХИЕВ Ильяс Хизарович | Заместитель мэра г. Аргун, заместитель председателя комиссии |
3 | ИСРАИЛОВА Марет Вахаевна | Главный специалист ГО, ЧС и ПБ мэрии г. Аргун, секретарь комиссии |
Члены комиссии: | ||
4 | САБРАЛИЕВ Ризван Русланович | Начальник единой дежурной диспетчерской службы мэрии г. Аргун |
5 | ЭДИЕВ Умар Саламуевич | Начальник Бердыкельского территориального управления мэрии г. Аргун |
6 | ДЕМИЛЬХАНОВ Исмаил Шарапуевич | Начальник Чечен-Аульского территориального управления мэрии |
Группа по вопросам устойчивости топливно-энергетического комплекса, транспортной системы и связи | ||
7 | ЮСУПОВ Аслан Магомедович | Начальник отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Аргун |
8 | ЭДИЛОВ Хожбауди Хожахмедович | Начальник Аргунских ГЭС АО «Чеченэнерго» г. Аргун |
9 | ЭДИЕВ Махдин Сайд-Селимович | Начальник Аргунского филиала ООО «Газпром газораспределение Грозный» |
10 | МИРАЕВ Салман Кутдусович | Начальник ГУДП-2 г. Аргун |
Группа по вопросам устойчивости агропромышленного комплекса | ||
11 | РЕЗИКОВ Саид Завалиевич | Начальник отдела похозяйственного учёта и сельского хозяйства мэрии г. Аргун |
12 | МИКИЕВ Райбек Майрбекович | Филиал ГБУ «Республиканская ветеринарная станция» по г. Аргун |
Группа по вопросам защиты населения и обеспечению жизнедеятельности | ||
13 | МИРЗАЕВ Умар Амруддиевич | Главный врач ГБУ «Аргунская городская больница № 1» |
14 | ХАКИМОВ Магомед Зелимханович | Директор МУП «Водоканал г. Аргун» |
Приложение № 3
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением мэра г. Аргун
от ______________ №_______
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
членов комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время на территории городского округа город Аргун
1. Председатель комиссии, мэр города
Основной задачей председателя комиссии является организация работы комиссии в целях повышения устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений городского округа в чрезвычайных ситуациях с целью снижения возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника в военное время, обеспечения жизнедеятельности населения городского округа и создания оптимальных условий для восстановления нарушенного производства.
Председатель комиссии:
– руководит повседневной деятельностью комиссии по планированию и осуществлению мероприятий по ПУФ; проводит плановые (или по мере необходимости) заседания комиссии; подписывает решения и распоряжения по вопросам ПУФ, обязательные для исполнения всеми должностными лицами.
1.1. При повседневной деятельности:
– координировать работу руководящего состава и органов управления территориального звена районной подсистемы РСЧС по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений в чрезвычайных ситуациях;
– организовывать контроль за подготовкой организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории городского округа, к работе в ЧС, а также разработку, планирование и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений в экстремальных условиях независимо от их форм собственности с увязкой этих мероприятий со схемами районной планировки, застройки населенных пунктов, генеральными планами городов, проектами строительства, реконструкции объектов и модернизации производства;
– организовывать работу по комплексной оценке состояния, возможностей и потребностей всех организаций, предприятий и учреждений городского округа для обеспечения жизнедеятельности населения, а также выпуска заданных объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений в чрезвычайных ситуациях;
– координировать разработку и проведение исследований в области устойчивости экономики городского округа и определять целесообразность практического осуществления мероприятий, разработанных по результатам проведенных исследований;
– участвовать в проверках состояния ГО и работы по предупреждению ЧС (по вопросам устойчивости), командно-штабных учениях и других мероприятиях, обеспечивающих качественную подготовку руководящего состава и органов управления по вопросам устойчивости;
– организовывать подготовку предложений по дальнейшему повышению устойчивого функционирования организаций, предприятий и учреждений в ЧС для включения установленным порядком в проекты планов экономического развития, в план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и план ГО городского округа (по вопросам устойчивости).
1.2. В режиме повышенной готовности:
– принимать меры по обеспечению устойчивого функционирования организаций, предприятий и учреждений в целях защиты населения и окружающей среды при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.3. При переводе организаций, предприятий и учреждений района на работу по планам военного времени:
– осуществлять контроль и проводить оценку хода осуществления организациями, предприятиями и учреждениями мероприятий по повышению устойчивости их функционирования в военное время;
– организовывать проверки качества выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений с введением соответствующих степеней готовности гражданской обороны;
– организовывать обобщение данных по вопросам устойчивости, необходимых для принятия решения по переводу организаций, предприятий и учреждений городского округа на работу по планам военного времени.
1.4. В режиме чрезвычайной ситуации:
– организовывать проведение анализа состояния и возможностей важнейших организаций, предприятий, учреждений и отраслей экономики городского округа в целом;
– организовывать обобщение данных по обстановке с целью подготовки предложений главе муниципального городского округа по вопросам организации производственной деятельности на сохранившихся мощностях, восстановления нарушенного управления организациями, предприятиями и учреждениями городского округа, обеспечения жизнедеятельности населения, а также проведения аварийно-восстановительных работ.
2. Заместитель председателя комиссии:
– в отсутствие председателя выполняет его обязанности;
– организует работу главных специалистов и начальников служб в вопросах планирования и осуществления мероприятий по ПУФ организаций;
– осуществляет контроль исполнения решений и распоряжений председателя комиссии по вопросам ПУФ в организациях.
3. Руководитель группы по устойчивости топливно-энергетического комплекса, транспортной системы и связи
Группа по устойчивости топливно-энергетического комплекса, транспортной системы и связи является структурным подразделением комиссии по ПУФ экономики. Основной задачей группы является организация работы по ПУФ организаций, предприятий и учреждений района в ЧС с целью снижения возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника в военное время, обеспечения жизнедеятельности населения городского округа и создания оптимальных условий для восстановления нарушенного производства.
Руководитель группы обязан:
– организовывать работу по определению степени устойчивости элементов и систем электро- и теплоснабжения, водо- и топливоснабжения в чрезвычайных ситуациях;
– организовывать проведение анализа возможности работы организаций, предприятий и учреждений городского округа от автономных источников энергоснабжения и использования для этих целей запасов твердого топлива на территории городского округа;
– организовывать проведение анализа эффективности мероприятий по повышению устойчивости функционирования транспорта;
иметь сведения о возможных потерях транспортных средств и разрушениях транспортных коммуникаций и сооружений на них;
– организовывать создание систем своевременного оповещения населения об угрозе нападения, возможном заражении местности, угрозе катастрофического затопления местности;
– организовывать подготовку предложений по дальнейшему ПУФ топливно-энергетического комплекса на территории городского округа и транспортной системы, и связи.
4. Руководитель группы по устойчивости агропромышленного комплекса
Группа по устойчивости агропромышленного комплекса является структурным подразделением комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики. Основной задачей группы является организация работы по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений городского округа в чрезвычайных ситуациях с целью снижения возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника в военное время, обеспечения жизнедеятельности населения городского округа и создания оптимальных условий для восстановления нарушенного производства.
Руководитель группы обязан:
– руководить проведением анализа эффективности мероприятий по снижению ущерба в животноводстве, растениеводстве и производстве продуктов питания и пищевого сырья;
– организовывать прогноз объемов потерь мощностей агропромышленного комплекса, снижения объемов производства продукции и предоставления услуг населению;
– организовывать подготовку предложений по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений.
5. Руководитель группы по вопросам защиты населения и обеспечению жизнедеятельности
Группа по вопросам защиты населения и обеспечению жизнедеятельности является структурным подразделением комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики.
Основной задачей группы является организация работы по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений городского округа в чрезвычайных ситуациях с целью снижения возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника в военное время, обеспечения жизнедеятельности населения городского округа и создания оптимальных условий для восстановления нарушенного производства.
Руководитель группы обязан:
– организовывать проведение анализа эффективности системы защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности;
– организовывать проведение анализа возможных потерь населения, разрушений объектов жизнеобеспечения;
– подготовить предложения по дальнейшему совершенствованию защиты населения;
– организовывать создание защитных сооружений для укрытия населения, проведение эвакуационных мероприятий, обеспечение средствами индивидуальной и медицинской защиты;
– организовывать информирование населения после нападения противника;
– подготовить предложения по дальнейшему повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений обеспечения жизнедеятельности населения на территории городского округа.
6. Секретарь комиссии по поддержанию устойчивого функционирования экономики городского округа город Аргун
Подчиняется председателю комиссии по поддержанию устойчивого функционирования экономики городского округа город Аргун.
В мирное время:
– готовит планы работы комиссии на полугодие и год и своевременно представляет их на утверждение мэру г. Аргун – руководителю гражданской обороны городского округа;
– уточняет списки членов комиссии и при необходимости вносит изменения в ее состав;
– осуществляет сбор членов комиссии на заседание;
– ведет протоколы заседаний комиссии;
– доводит принятые на заседаниях комиссии решения до исполнителей и контролирует их исполнение;
– контролирует ход оповещения и порядок прибытия членов комиссии при введении степеней готовности ГО;
– отрабатывает доклады, отчеты, донесения в соответствии с распоряжениями председателя комиссии.
В военное время:
– организует сбор и учет поступающих докладов и донесений;
– обобщает поступающую информацию, готовит доклады председателю комиссии;
– ведет учет принятых и отданных распоряжений, доводит принятые решения до исполнителей и контролирует поступление докладов об их исполнении.
Приложение № 4
УТВЕРЖДЕН
постановлением мэра г. Аргун
от ______________ №_______
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ
объектов повышенного риска (пожаровзрывоопасных объектов) и
объектов жизнеобеспечения населения городского округа город Аргун
l. Объекты повышенного риска (пожаровзрывоопасные объекты):
взрывоопасные объекты
пожароопасные объекты
объекты гидродинамической опасности (1- 4 класса)
магистральные газопроводы
2. Объекты систем жизнеобеспечения населения:
объекты систем водоснабжения и канализации
объекты систем электроснабжения
объекты систем теплоснабжения
объекты систем медицинского обслуживания населения
объекты транспортных систем
объекты связи
Приложение № 5
УТВЕРЖДЕН
постановлением мэра г. Аргун
от ______________ №_______
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ
организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению, снижению риска и интенсивности возникновения источников аварий и катастроф, снижению тяжести последствий их воздействия на население, объекты экономики и окружающую среду, обеспечению устойчивости работы потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
Внедрение автоматизированных систем обнаружения утечки опасных веществ на газо-, нефтепроводах;
– обеспечение централизованного отключения второстепенных объектов потребления от коммунально-энергетических систем;
– подготовка перехода предприятий на производство продукции и оказание услуг населению по упрощенной технологии;
– создание неснижаемых запасов материально-технических и других ресурсов для выпуска важнейших видов продукции, проведение важнейших видов работ и услуг в условиях чрезвычайной ситуации;
– подготовка страхового фонда документации на производство важнейших видов продукции в условиях чрезвычайной ситуации;
– внедрение на предприятиях с непрерывным технологическим циклом систем безаварийной остановки при угрозе чрезвычайной ситуации;
– подготовка предприятий по производству важнейших видов продукции и автономному функционированию в условиях чрезвычайной ситуации;
– оснащение предприятий системами автоматического пожаротушения;
– оснащение предприятий системами аварийного опорожнения емкостей и технологических коммуникаций от сильнодействующих ядовитых веществ и легко-возгорающихся жидкостей;
– оснащение предприятий автоматическими системами обнаружения аварийных выбросов опасных веществ;
– подготовка и проведение мероприятий по защите основных производственных фондов от воздействия вторичных поражающих факторов;
– подготовка и проведение мероприятий по предотвращению возникновения пожаров на предприятиях;
– подготовка и проведение мероприятий по локализации зон действия поражающих факторов возможных опасных природных явлений;
– подготовка и проведение мер по локализации зон возможного опасного химического и радиоактивного загрязнения;
– повышение физической устойчивости основных производственных фондов объектов экономики к воздействию поражающих факторов возможных источников чрезвычайных ситуаций и вторичных поражающих факторов;
– подготовка мероприятий по укрытию (защите) оборудования и его эвакуации в случае угрозы его уничтожения или повреждения;
– подготовка к проведению мероприятий по замене опасных технологий и опасных веществ (сильнодействующих ядовитых, радиоактивных, взрывопожароопасных, легко воспламеняющихся) на менее опасные.