Проект постановления “О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на территории городского округа город Аргун”
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
____________________ №_______
О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на территории городского округа город Аргун
В соответствии с Федеральными законами от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 года № 1333 «О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения», постановлением Правительства Чеченской Республики от 30 апреля 2021 года № 67 «Об утверждении состава территориальной подсети Чеченской Республики сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения», руководствуясь статьей 63 Устава городского округа город Аргун, утвержденного решением Совета депутатов г. Аргун от 3 августа 2021 года № 35 и на основании статьи 7, части 6 статьи 43, статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановляю:
1. Утвердить Положение об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на территории городского округа город Аргун, согласно приложению 1.
2. Утвердить Перечень учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на территории городского округа город Аргун, согласно приложению 2.
3. Разместить настоящее распоряжение на официальном сайте мэрии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра Эхиева И.Х.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Приложение № 1
УТВЕРЖДЕНО
от ______________ №_______
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на территории городского округа город Аргун
I. Общие положения
Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории городского округа город Аргун (далее – СНЛК ГО).
СНЛК ГО организационно объединяет в единую систему пункты (лаборатории) наблюдения и лабораторного контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой на территории городского округа город Аргун.
СНЛК ГО состоит из функциональных и территориальных подсетей и действует на муниципальном и объектовом уровнях.
К силам и средствам муниципальной СНЛК ГО относятся силы и средства органов местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, научно-технического и производственного профиля с учетом их компетенции, предназначенные для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой на территории городского округа город Аргун.
Органы местного самоуправления, организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие структурные подразделения, осуществляющие наблюдение и лабораторный контроль, выполняют свои функции в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.
Выполнение стоящих перед СНЛК ГО задачи и функций является обязательным для всех организаций, включенных в структуру СНЛК ГО.
Главный специалист по ГО, ЧС и ПБ мэрии г. Аргун оказывает организационно-методическую помощь и осуществляет контроль за деятельностью СНЛК ГО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Органами повседневного (оперативного) управления СНЛК ГО являются:
на муниципальном уровне – единая дежурно-диспетчерская служба г. Аргун;
на объектовом уровне – дежурно-диспетчерские службы объектов.
Основной задачей СНЛК ГО является защита в мирное и военное время населения, материальных и культурных ценностей на территории городского округа город Аргун от опасности, вызванной зараженностью (загрязненностью) территорий и объектов окружающей среды радиоактивными (далее – РВ), отравляющими (далее – ОВ), аварийно химически опасными веществами (далее – АХОВ) и биологическими средствами (далее – БС).
Основными функциями СНЛК ГО являются:
мониторинг и лабораторный контроль состояния радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановки на территории городского округа город Аргун;
своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) (далее – РХБЗ) объектов окружающей среды (почва, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, флоры и фауны), питьевой воды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, промышленных выбросов и сбросов отходов производства и потребления;
диагностика особо опасных и карантинных заболеваний человека, животных, птиц, рыбы и растений;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся РХБЗ и иному заражению (загрязнению);
принятия экстренных мер по защите населения от воздействия РВ, ОВ, АХОВ, возбудителей инфекционных заболеваний;
прогнозирование возникновения и развития чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
обеспечение мэрии городского округа город Аргун, юридических и физических лиц достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее изменениях для организации и проведения мероприятий по предотвращению и (или) уменьшению неблагоприятных последствий таких изменений;
проведение длительных систематических наблюдений за состоянием окружающей среды, флоры и фауны на стационарных контрольных участках;
своевременное выявление процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды;
формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
обеспечение участия городского округа город Аргун в системе экологического мониторинга на территории городского округа город Аргун;
совершенствование методов наблюдения, диагностики и лабораторного контроля;
подготовка (переподготовка) специалистов по ведению радиационного и химического наблюдения (лабораторного контроля) и диагностике БС.
В СНЛК ГО входят организации и учреждения, наиболее подготовленные к выполнению основной задачи, согласно приложению № 2.
Организации СНЛК ГО являются подразделениями повышенной готовности с приведением в готовность в течение 6–8 часов.
II. Функционирование и порядок передачи
информации учреждениями СНЛК ГО
Функционирование СНЛК ГО осуществляется в трех режимах.
1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) учреждениями, входящими в СНЛК ГО, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми актами. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию.
2. В режиме повышенной готовности (прогнозирование чрезвычайной ситуации и угроза начала военных действий, ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки) учреждениями, входящими в СНЛК ГО, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми актами, а также проводятся следующие мероприятия:
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС)данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
участие в уточнении планов действий (взаимодействия) и иных документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
приведение (при необходимости) сил и средств СНЛК ГО в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
введение (при необходимости) круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил СНЛК ГО на стационарных пунктах управления;
участие в проведении (при необходимости) эвакуационных мероприятий.
Критериями ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки являются регистрация обнаружения в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (далее – ПДК), а также ОВ и БС, регистрации случаев, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений, определяемых нормативными правовыми документами.
В режиме повышенной готовности информация об ухудшении обстановки, обнаружении в объектах окружающей среды (вода, воздух, почва, растительность, продовольствие, пищевое и фуражное сырье и другое) РВ, ОВ, АХОВ и БС в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК, о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений передается учреждениями СНЛК ГО в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отдел по ГО, ЧС, взаимодействию с правоохранительными органами и духовными структурами мэрии города Аргун, ЕДДС г. Аргун.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие
2 часов с момента обнаружения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее – с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК ГО вышестоящей организацией по согласованию с головной организацией и закрепляются соответствующей инструкцией.
3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) учреждениями, входящими в СНЛК ГО, наблюдение и лабораторный контроль осуществляются в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми документами, а также проводятся следующие мероприятия:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера и их последствий;
участие в проведении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
участие в организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
участие в проведении мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера.
Экстренная информация об обнаружении в промышленных выбросах, отходах производства и почвах, объектах окружающей среды (воздух, почва, вода), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения, ПДК, а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражении) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК ГО в вышестоящую организацию и одновременно в постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отдел по ГО, ЧС, взаимодействия с правоохранительными органами и духовными структурами мэрии г. Аргун, ЕДДС г. Аргун.
Передача экстренной информации (уведомление) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 2 часов (если иные сроки подобных сообщений не оговорены особо).
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным пунктом «а» статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил СНЛК ГО устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным пунктом «б» вышеуказанной статьи, – режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и учреждения СНЛК ГО функционируют с учетом особого правового режима деятельности мэрии г. Аргун, а также организаций, предприятий и учреждений научно-технического и производственного профиля независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
III. Материально-техническое и финансовое обеспечение СНЛК ГО
Лабораториям, входящим в СНЛК ГО, рекомендуется иметь следующий комплект документации:
положение (инструкция) о работе учреждения СНЛК ГО;
штатное расписание и табель оснащения;
план перевода учреждения СНЛК ГО с мирного на военное положение;
план подготовки и развития учреждения СНЛК ГО на текущий год и перспективу;
схема оповещения (сбора) личного состава учреждения СНЛК ГО в рабочее и нерабочее время;
функциональные обязанности специалистов учреждения СНЛК ГО;
годовые программы и планы подготовки (переподготовки), повышения квалификации специалистов учреждения СНЛК ГО;
перечень особо опасных инфекций и поражений людей, животных и растений;
перечень АХОВ, нарабатываемых на химически опасных предприятиях и хранящихся на территории объекта;
перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
инструкция о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
инструкция о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ;
нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, природной воде, поверхностных и подземных водах, продовольствии, в пищевом и фуражном сырье в мирное и военное время;
карта (схема) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановок;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
журнал радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
инструкция по соблюдению мер безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, БС, АХОВ.
Учреждения СНЛК ГО поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
Оснащение учреждений СНЛК ГО лабораторным оборудованием, приборами, химическими реактивами, посудой, средствами индивидуальной и медицинской защиты, другими техническими средствами для выполнения задач в мирное (военное) время производится за счет средств, выделяемых соответствующими органами исполнительной власти Чеченской Республики, мэрией г. Аргун, организациями, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, научно-технического и производственного профиля с учетом их компетенции, предназначенными для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой на территории городского округа город Аргун.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной и медицинской защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач в военное время и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК ГО, используются только по прямому назначению и заменяются (освежаются) на новые в установленном порядке.
Лаборатории СНЛК ГО должны быть аккредитованы в единой национальной системе аккредитации в Российской Федерации.
Сведения о состоянии СНЛК ГО представляются ежегодно:
Учреждениями СНЛК ГО в отдел ГО, ЧС, взаимодействия с правоохранительными органами и духовными структурами мэрии на территории г. Аргун;
Финансирование мероприятий с участием учреждений СНЛК ГО в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации Чеченской Республики.
IV. Подготовка кадров специалистов СНЛК ГО
Готовность учреждений СНЛК ГО к решению возложенной на них основной задачи обеспечивается федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти Чеченской Республики, органами местного самоуправления г. Аргун, организациями, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, научно-технического и производственного профиля с учетом их компетенции, предназначенными для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой на территории городского округа город Аргун:
путем обучения, подготовки (переподготовки), повышения квалификации специалистов в мирное время;
в ходе учений (тренировок) с выдачей контрольных проб.
За подготовку и переподготовку специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК ГО.
Приложение № 2
УТВЕРЖДЕН
постановлением мэра г. Аргун
от ______________ №_______
ПЕРЕЧЕНЬ
учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на территории
городского округа город Аргун
№ п/п | Наименование организации | Область мониторинга и прогнозирования |
1 | Мэрия г. Аргун | Организационное и методическое руководство деятельностью СНКЛ |
2 | Аргунский филиал ООО «Газпром газораспределение Грозный» | Мониторинг за газопроводом |
3 | Аргунские ГЭС АО «Чеченэнерго» г. Аргун | Мониторинг состояния электроснабжения и электрических сетей |
4 | Отдел похозяйственного учёта и сельского хозяйства мэрии г. Аргун | Мониторинг и прогнозирование эпифитотий |
5 | Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, обособленное подразделение по ЧР (по согласованию) | Мониторинг окружающей природной среды при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1.ст. 6 Градостроительного кодекса РФ, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений |
6 | Территориальный отдел управления «Роспотребнадзора по ЧР» в г. Аргун | Мониторинг социально-гигиенический мониторинг объектов радиационной опасности. Лабораторный контроль |
7 | ГБУ «Аргунская городская больница № 1» | Мониторинг заболеваний человека. Лабораторный контроль |