Проект постановления “Об утверждении программы перспективного развития системы образования городского округа город Аргун на период с 2024 г. по 2030 г.”
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
____________________ №_______
Об утверждении программы перспективного развития системы образования городского округа город Аргун на период с 2024 г. по 2030 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, постановлением мэра города Аргун от 21 октября 2016 года № 80-п «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Аргун Чеченской Республики», распоряжением мэра города Аргун от 28 октября 2021 года № 807 «Об утверждении Перечня муниципальных программ города Аргун», руководствуясь статьей 63 Устава городского округа город Аргун, утвержденного решением Совета депутатов г. Аргун от 3 августа 2021 года № 35 и на основании статьи 7, части 6 статьи 43, статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановляю:
1. Утвердить программу перспективного развития системы образования городского округа город Аргун на период с 2024 г. по 2030 г. согласно приложению.
2. Настоящее постановление разместить на официальном сайте мэрии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовать в Аргунской городской газете «Аргун».
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования (обнародования).
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
от ______________ №_______
ПРОГРАММА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
городского округа г. Аргун
на период с 2024г. по 2030г.
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. АРГУН.. 4
II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. АРГУН.. 7
III. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ, ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.. 8
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 19
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. АРГУН
Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.
Расходы бюджета городского округа г.Аргун за 2023 год составили 2 239164,7 тыс. рублей. Федеральный бюджет – 334662,6 тыс. руб., региональный бюджет составил- 1430048,9 тыс. руб., средства из бюджета муниципалитета составил- 474453,2 тыс. руб. В структуре расходов бюджета муниципалитета расходы на образование составили 1 277 877,2 тыс. руб. (57,07 % от суммарных расходов муниципального бюджета в 2023 году). Это характеризует отрасль «Образование» как высокоприоритетное направление.
Всеми формами обучения и воспитания охвачено 18609 человек.
По состоянию на 1 января 2024 года в образовательном секторе района функционируют:
– 19 общеобразовательных организаций.
– 4 организаций дополнительного образования детей.
В 2024 году сеть образовательных организаций региона различных уровней включает в себя 23 организаций (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Количество и доля образовательных организаций городского округа г.Аргун различных уровней (по состоянию на 2024 год)
Образовательные организации | Количество, ед. | Доля, % |
Общеобразовательные организации | 19 | 83,0 |
Организации дополнительного образования | 4 | 17,0 |
Всего | 23 |
В 2024 году количество обучающихся/воспитанников в образовательных организациях городского округа г.Аргун составило 18609 человек (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Количество и доля обучающихся в образовательных организациях городского округа г.Аргун (по состоянию на 2024 год)
Образовательные организации | Количество, человек | Доля, % |
Общеобразовательные организации | 13709 | 73,7 |
Организации дополнительного образования | 4900 | 26,3 |
Всего | 18609 |
В таблице 1.3 представлен приблизительный прогноз численности обучающихся в образовательных организациях городского округа г. Аргун.
Таблица 1.3 – Прогноз численности обучающихся в образовательных организациях городского округа г.Аргун (по состоянию на 2024 год), тыс. человек
Образовательные организации | Факт | Прогноз численности | ||||||
2023 или 2023/24 уч. год | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | |
Общеобразовательные организации (ежегодный прирост населения в городском округе г. Аргун -683 чел. по данным Чеченстат) | 13709 | 14392 | 15075 | 15758 | 16441 | 17124 | 17807 | 18490 |
Организации дополнительного образования | 4900 | 5583 | 6266 | 6949 | 7632 | 8315 | 8998 | 9681 |
В целом по общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования прогнозируется количественное увеличение численности населения, следовательно и контингента обучающихся на анализируемом временном интервале.
По состоянию на 2024 год в образовательных организациях городского округа г.Аргун занято 2343 педагогических и управленческих работников. Количество и доля педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций городского округа г.Аргун в разрезе уровней образования и возрастных групп представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Количество и доля педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций городского округа г. Аргун в разрезе уровней образования и возрастных групп (по состоянию на 2024 год)
до 30 лет | 30-50 лет | 50 лет и старше | Всего | |
Количество педагогических работников и управленческих кадров, человек, в том числе: | 697 | 865 | 807 | 2369 |
Общеобразовательные организации | 647 | 824 | 780 | 2251 |
Организации дополнительного образования | 50 | 41 | 27 | 118 |
Доля педагогических работников и управленческих кадров, % | 29,4% | 36,5% | 34,1% |
34,1% упомянутых выше сотрудников относится к возрастной категории «50 лет и старше». Значительная доля (95%) этих работников занята в общеобразовательных организациях.
В таблице 1.5 приведена оценка степени обеспеченности образовательных организаций района педагогическими работниками в разрезе уровней образования.
Таблица 1.5 – Оценка степени обеспеченности образовательных организаций городского округа г. Аргун педагогическими работниками в разрезе уровней образования (по состоянию на 2024 год)
Образова-тельные организации | Число ставок педагоги-ческих работников по штату, ед. | Факти-чески занято ставок, ед. | Не занято ставок, ед. | Численность педагоги-ческих работников, чел. | Нагрузка на одного педагоги-ческого работника, ставки | Обеспе-ченность педагоги-ческими кадрами, % |
Общеобразовательные организации | 2305,93 | 2304,93 | 1,0 | 1571 | 1,5 | 99,9% |
Организации дополнительного образования | 104,0 | 104,0 | 0,0 | 104 | 1,0 | 100% |
Нагрузка на одного педагогического работника общеобразовательных организаций городского округа г. Аргун изменяется в пределах от 1,0 до 1,5 ставки.
Экономическое положение педагога, его заработная плата являются ключевыми факторами социально-статусной позиции педагога и его удовлетворенности профессией.
Таблица 1.6 – Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций городского округа г. Аргун в разрезе уровней образования (по состоянию на 2024 год)
Образовательные организации | Средняя заработная плата, рублей |
Общеобразовательные организации | 32272,1 |
Организации дополнительного образования | 32272,1 |
В среднем заработная плата педагогических работников в городском округе г. Аргун составила 32272,1 руб.
Особенности системы образования городского округа г. Аргун
В настоящее время в городском округе создана и функционирует целостная система образования, которая насчитывает 23 образовательных учреждений, реализующих региональный компонент, с общей численностью обучающихся 18609 человек.
К 2024 году достигнуты следующие наиболее существенные результаты:
1. по городскому округу г. Аргун, в рамках регионального проекта «Современная школа» в 2022 году создано 2 центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» в:
1) МБОУ «СОШ № 3» г. Аргуна имени М.М. Вайханова;
2) МБОУ «СОШ № 6» г. Аргун.
2. В 2022 году было приобретено оборудование для внедрения цифровой образовательной среды (ноутбуков и МФУ) в:
1) МБОУ «СОШ № 7 г. Аргун;
2) МБОУ «СКОШ г. Аргун».
3. В 2023 году:
1) МБОУ «СОШ им. А.Х. Кадырова г. Аргун». В 2021 году на базе Центра образования г. Аргун открыт детский технопарк “Кванториум”.
4. В 2024 году начата реализация проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» входящего в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы» в 30 субъектах Российской Федерации, в том числе и на территории Чеченской Республики.
5. В рамках реализации мероприятий предусматривается оснащение современным оборудованием МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Аргун» для реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем.
6. В рамках регионального проекта «Современная школа» в 2024 году планируется создание 1 центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Аргун».
7. В 2024 году было приобретено оборудование для внедрения цифровой образовательной среды (ноутбуков и МФУ) в МБОУ «СОШ №4 с. Старые – Атаги».
8. за период с 2022г. по 2024г. построено 4 ед. новых школ на 3160 посадочных мест.
9. Осуществлен капитальный ремонт 5 школ за период с 2022г. по 2024г.
II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. АРГУН
Целью Программы является укрепление суверенитета российской системы образования, обеспечение единства муниципального и регионального образовательного пространства, развитие доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности.
Задачами Программы являются:
1) Достижение целевых показателей, определенных п. 3 Указа Президента от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»:
– создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
– обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 30 процентов обучающихся;
– формирование к 2030 году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
2) Реализация мероприятий по исполнению пп. 2, 4, 5 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом Российской Федерации 30 марта 2024 г. № Пр-616):
– обновление инфраструктуры общеобразовательных организаций, предназначенной для занятий физической культурой и спортом, актовых залов, библиотек, кабинетов для организации воспитательной работы и дополнительного образования детей, создание школьных творческих и волонтерских центров, художественных мастерских, материально-техническое оснащение кабинетов для реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования по учебным предметам «Основы безопасности и защиты Родины», «Труд (Технология)»;
– обновление внутришкольного пространства в целях создания комфортных условий для пребывания обучающихся;
– открытие или обновление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях при наличии такой потребности.
3) Достижение показателей мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, утвержденного Распоряжением Мин просвещения РФ №Р-127 от 16 июля 2024г.
4) Достижение показателей мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, утвержденного Распоряжением Мин просвещения РФ №Р-170 от 07 августа 2023г.
III. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ, ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Описание сети общеобразовательных организаций
В 2024 году сеть общеобразовательных организаций (далее – ОО) городского округа г. Аргун включает в себя 19 организаций (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Количество и доля общеобразовательных организаций городского округа г. Аргун (по состоянию на 2024 год)
Общеобразовательные организации | Количество, ед. | Доля, % |
муниципальные организации | 19 | 83,0 |
Количество муниципальных ОО, финансируемых из консолидированного регионального бюджета, составляет 19 единицы, что составляет 83,0% от общего количества образовательных организаций городского округа.
Контингент обучающихся общеобразовательных организаций
В 2024 году количество обучающихся в общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун составляет 13709 человека (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Количество и доля обучающихся в общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун (по состоянию на 2024 год)
Общеобразовательные организации | Количество, человек | Доля, % |
муниципальные организации | 13709 | 73,7 |
В 19 общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун обучаются 13709 человека или 73,7% от общего количества обучающихся в образовательных организациях городского округа.
В таблице 3.3 представлен приблизительный прогноз численности обучающихся в общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун.
Таблица 3.3 – Прогноз численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун (по состоянию на 2024 год), человек
Факт | Прогноз численности | |||||||
2023/24 уч. год | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | |
Общеобразовательные организации | 13709 | 14392 | 15075 | 15758 | 16441 | 17124 | 17807 | 18490 |
В целом по анализируемым общеобразовательным организациям прогнозируется количественное увеличение контингента обучающихся на анализируемом временном интервале.
Вместе с тем, с учетом динамики демографических и миграционных характеристик и по результатам проведенного мониторинга выявлены общеобразовательные организации, в которых наблюдается дефицит мест в общеобразовательных организациях (таблица 3.4). Доля обучающихся во вторую смену составляет 23,5% от общего количества обучающихся в общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун.
Таблица 3.4 – Общеобразовательные организации городского округа г. Аргун, в которых наблюдается дефицит мест в муниципальных общеобразовательных организациях (по состоянию на 2024 год)
Муниципальные образования | Количество школ, ед. | Кол-во школ, функционирующих во вторую смену, ед. | Дефицит мест (численность обучающихся – плановая вместимость ОО), ед. |
МБОУ “Гимназия №13” г. Аргуна имени С.Д. Диканиева | 585 | ||
МБОУ “СОШ № 1 с. Чечен-Аул” | 183 | ||
МБОУ “СОШ № 2 с. Чечен-Аул” | 166 | ||
МБОУ “СОШ №1” г. Аргун имени Х.Х.Хататаева | 884 | ||
МБОУ “СОШ №2” г. Аргуна им.Героя России Канти Абдурахманова | 533 | ||
МБОУ “СОШ №3” г. Аргуна им.М.М.Вайханова | 483 | ||
МБОУ “СОШ №4” г. Аргун | 83 | ||
МБОУ “СОШ №5” г. Аргуна | 304 | ||
ИТОГО | 19 | 8 | 3221 |
Для смягчения проблемы дефицита мест широко применяется работа во 2-ую смену. На долю этих общеобразовательных организаций приходится 42% школ, функционирующих во вторую смену, от общего количества школ (19 ед.), работающих в таком режиме.
Анализ кадровой ситуации в общеобразовательных организациях
По состоянию на 2024 год в общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун занято 1571 педагогических работников (таблица 3.5).
Таблица 3.5 – Количество и доля педагогических работников общеобразовательных организаций городского округа г. Аргун в разрезе возрастных групп (по состоянию на 2024 год)
до 30 лет | 30-50 лет | 50 лет и старше | Всего | |
Количество педагогических работников, человек | 619 | 723 | 229 | 1571 |
Доля педагогических работников, % | 39,4% | 46,0% | 14,6% |
14,6% данных сотрудников относятся к возрастной категории «50 лет и старше».
В среднем 91,5% педагогических работников общеобразовательных организаций городского округа г. Аргун имеют высшее образование (из них 100% – педагогическое), и 8,5% – среднее профессиональное образование (из них 100% – педагогическое).
В таблице 3.6 приведены характеристики степени обеспеченности общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун педагогическими работниками.
Таблица 3.6 – Оценка степени обеспеченности общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун педагогическими работниками (по состоянию на 2024 год)
Число ставок педагоги-ческих работников по штату, ед. | Факти-чески занято, ед. | Численность педагогических работников, чел. | Нагрузка на одного педаго-гического работника, ставки | Обеспечен-ность педагоги-ческими кадрами, % | |
Общеобразовательные организации | 2305,93 | 2304,93 | 1571 | 1,5 | 99,9% |
В целом обеспеченность педагогическими кадрами в общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун составляет 99,5%.
Нагрузка на одного педагогического работника в общеобразовательных организациях городского округа г. Аргун зафиксирована на уровне 1,0 до 1,5 ставки.
По совокупности общеобразовательных организаций городского округа г. Аргун по состоянию на 2024 год зафиксированы высокие уровни достижения запланированных результатов по следующим направлениям (мероприятиям):
1) Повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров:
а) Значение показателя «Доля педагогических работников и управленческих кадров новых и капитально отремонтированных школ, повысивших свою квалификацию на базе региональных ИРО/ИПК, ЦНППМ, педагогических вузов» составляет 86,9%.
б) Значение показателя «Доля советников директоров по воспитанию, своевременно прошедших КПК» составляет 100%.
2) Оснащение образовательных организаций средствами обучения и воспитания с учетом требований ФГОС:
а) Значение показателя «Доля капитально отремонтированных школ, оснащенных средствами обучения и воспитания за счет средств консолидированного (федерального и регионального) бюджета» с 2022г. по 2024 г. составляет 26,3% (5 школ).
б) Значение показателя «Доля созданных новых образовательных организаций» с 2022г. по 2024г. построено 4 новых школ с количеством посадочных мест -3160 ед.
4) Обеспечение школьных библиотек учебниками:
а) Значение показателя «Доля школ, в которых 100% обучающихся обеспечены учебниками в соответствии с ФПУ» составляет 100%.
б) Значение показателя «Доля школ, имеющих доступ к российским электронным библиотекам» составляет 100%.
в) Значение показателя «Доля школ, в которых ежегодно обновляется библиотечный фонд» составляет 100,0%.
5) Оснащение медицинских кабинетов образовательных организаций:
а) Значение показателя «Доля капитально отремонтированных школ, оборудованных медицинскими кабинетами за счет средств регионального бюджета» составляет 100,0%.
б) Значение показателя «Доля новых школ, оборудованных медицинскими кабинетами за счет средств регионального бюджета» составляет 100,0%.
в) Значение показателя «Доля школ, обеспеченных медицинскими аптечками первой медицинской помощи за счет средств регионального бюджета» составляет 100,0%.
6) Оснащение спортивных клубов:
а) Значение показателя «Доля школ, в которых создан и функционирует спортивный клуб» составляет 100,0%.
7) Значение показателя «Доля школ, имеющих школьный музей» составляет 47,4%.
8) Значение показателя «Доля школ, имеющих школьный театр» составляет 94,7%.
По результатам проведенного мониторинга выявлены факторы (дефициты), сдерживающие прогрессивное развитие сферы общего образования по следующим направлениям (мероприятиям):
- высокой остается доля с двусменным режимом занятий – 8 из 19 школ (42%);
- дефициты в организации и проведении аналитических процедур, выявлении профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.
4) недостаточная эффективность работы методических служб. Запланированы мероприятия по следующим видам деятельности:
а) реализация практической части программ повышения квалификации по каскадной модели на базе стажировочных площадок;
б) расширение участия муниципальных методических служб в реализации проектов ИРО (в статусе соисполнителей);
в) повышение степени адресности методического сопровождения педагогических работников района (с участием регионального методического актива (РМА));
г) увеличение степени вовлечения педагогических работников в реализацию целевой модели наставничества;
6) недостаточное оснащение средствами (МТБ) обучения и воспитания общеобразовательных организаций с учетом требований ФГОС.
7) низкая эффективность работы по профориентации обучающихся. Запланированы мероприятия по следующим видам деятельности:
а) расширение сети общеобразовательных организаций, в которых функционируют профильные классы естественнонаучной направленности (инженерные, аграрные, иные);
б) расширение сети общеобразовательных организаций, в которых функционируют психолого-педагогические классы.
С учетом выявленных факторов (дефицитов), сдерживающих прогрессивное развитие образования городского округа г. Аргун по направлению «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование», определен перечень мероприятий, установлены целевые показатели и значения целевых индикаторов на 2025-2030 гг. (таблица 3.7).
Таблица 3.7 – Планируемые к реализации мероприятия (с учетом заданных на муниципальном уровне KPI)
№ п/п | Наименование мероприятия | Целевые показатели | Ед. изм. | Целевые индикаторы на 2025-2030 гг. | |||||
2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | ||||
3.7.1. | Повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров | Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам оказания первой помощи за счет средств консолидированного бюджета (регионального, муниципального), а также внебюджетных средств | % | 2,9 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 10,0 |
3.7.2. | Работа методических служб | Доля педагогических работников и управленческих кадров, принимающих участие в стажировках по каскадной модели повышения квалификации | % | 10,0 | 20,0 | 40,0 | 60,0 | 80,0 | 100,0 |
Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе индивидуальных диагностик | % | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 9,0 | 10,0 | ||
Доля педагогов, имеющих наставнические пары в рамках реализации целевой модели наставничества | % | 30,0 | 40,0 | 50,0 | 60,0 | 70,0 | 80,0 | ||
3.7.3. | Реализация мероприятий по подготовке / переподготовке кадров с целью закрытия потребности | Количество договоров целевого обучения по специальностям педагогического образования, заключенных общеобразовательными организациями / муниципалитетом с обучающимися и образовательными организациями, реализующими программы высшего и среднего профессионального образования | ед. | 10 | 20 | 25 | 27 | 30 | 35 |
3.7.4. | Оснащение образовательных организаций средствами обучения и воспитания с учетом требований ФГОС | Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС за счет средств регионального бюджета | % | 82,3 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 95,5 | 100,0 |
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов начальных классов | % | 76,5 | 80,0 | 90,0 | 100,0 | ||||
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов химии | % | 83,0 | 86,0 | 93,0 | 95,0 | 97,0 | 100,0 | ||
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов биологии / экологии | % | 80,0 | 95,0 | 100,0 | |||||
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов географии | % | 75,0 | 80,0 | 95,0 | 100,0 | ||||
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов математики | % | 90,0 | 95,0 | 100,0 | |||||
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов информатики | % | 100,0 | |||||||
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов физики | % | 68,0 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 98,0 | 100,0 | ||
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов истории | % | 100,0 | |||||||
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов русского языка и литературы | % | 90,0 | 100,0 | ||||||
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов иностранного языка | % | 80,0 | 90,0 | 100,0 | |||||
Доля школ, обеспеченных предметным оборудованием учебных кабинетов изобразительного искусства | % | 55,0 | 60,0 | 65,0 | 70,0 | 80,0 | 100,0 | ||
3.7.5. | Оснащение кабинетов по учебным предметам «ОБЗР», «Труд (Технология)» | Доля школ, в которых обновлена МТБ предметных кабинетов «ОБЗР» | % | 70,0 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 100,0 | |
Доля школ, в которых обновлена МТБ предметных кабинетов «Труд (Технология)» | % | 60,0 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 100,0 | |||
3.7.6. | Капитальный ремонт образовательных организаций | Количество образовательных организаций, отремонтированных за счет средств консолидированного бюджета (регионального и федерального бюджета) | ед. | 1 | 2 | 2 | |||
3.7.7. | Оснащение медицинских кабинетов образовательных организаций | Доля функционирующих общеобразовательных организаций, дооснащенных современным медицинским оборудованием за счет средств консолидированного бюджета (регионального и муниципального бюджета) и внебюджетных средств в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденными приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н. | % | 100,0 | |||||
3.7.8. | Строительство образовательных организаций | Количество созданных новых образовательных организаций (путем строительства, реконструкции, приобретения модульных зданий и выкупа) | ед. | 1 | |||||
Количество созданных дополнительных мест в общеобразовательных организациях (путем строительства, реконструкции, приобретения модульных зданий и выкупа) за счет средств консолидированного бюджета (регионального и федерального бюджета) | ед. | 360 | |||||||
3.7.9. | Развитие системы профориентации обучающихся | Доля общеобразовательных организаций, в которых функционируют профильные классы естественнонаучной направленности (инженерные, аграрные, иные) | % | 60,0 | 70,0 | 75,0 | 85,0 | 90,0 | 100,0 |
Доля общеобразовательных организаций, в которых функционируют психолого-педагогические классы | % | 5,6 | 6,0 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 8,0 | ||
3.7.10. | Обновление МТБ школьных военно- патриотических клубов | Доля школ, в которых обновлена МТБ школьного военно-патриотического клуба «ЮНАРМИЯ» | % | 74,0 | 80,0 | 85,0 | 90,0 | 90,5 | 100,0 |
3.7.11. | Создание на базе школ детских технопарков инженерного образования (приоритетность математики, физики, химии, биологии) | Количество школ, на базе которых созданы детские технопарки инженерной направленности (математика, информатика, физика, химия, биология) | ед. | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
3.7.12. | Оснащение спортивных клубов | Доля школ, в которых обновлена МТБ для занятий спортом | % | 20,0 | 40,0 | 60,0 | 80,0 | 90,0 | 100,0 |
3.7.13. | Оснащение школьных театров | Доля школ, в которых обновлена МТБ школьного театра | % | 10,0 | 15,0 | 20,0 | 30,0 | 40,0 | 50,0 |
3.7.14. | Оснащение школьных музеев | Доля школ, в которых обновлена МТБ школьного музея | % | 20,0 | 40,0 | 60,0 | 80,0 | 90,0 | 100,0 |
3.7.15. | Оснащение центров детских инициатив | Доля школ, в которых обновлена МТБ центров детских инициатив | % | 20,0 | 40,0 | 60,0 | 80,0 | 90,0 | 100,0 |
3.7.16. | Оснащение медиацентров | Доля школ, в которых обновлена МТБ медиацентров | % | 2,2 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 |
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Описание сети организаций дополнительного образования
В 2024 году сеть организаций дополнительного образования городского округа г. Аргун (далее – ОДО) включает в себя 4 организаций (таблица 4.1).
Таблица 4.1 – Количество и доля организаций дополнительного образования городского округа г. Аргун (по состоянию на 2024 год)
Организации дополнительного образования | Количество, ед. | Доля, % |
муниципальные организации | 4 | 17,4 |
Количество муниципальных ОДО, финансируемых из консолидированного муниципального бюджета, составляет 4 единиц, что составляет 17,4% от общего количества образовательных организаций городского округа г. Аргун.
Далее в разделе Программы приведены сведения о организациях дополнительного образования городского округа г.Аргун.
Контингент обучающихся организаций дополнительного образования
В таблице 4.2 представлены сведения о контингенте обучающихся организаций дополнительного образования.
Таблица 4.2 – Сведения о численности обучающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программам в организациях дополнительного образования городского округа г.Аргун (в 2023 году)[1]
Направления дополнительных общеобразовательных программам | Количество обучающихся, человек | Доля обучающихся, % |
Техническое | 943 | 19,2 |
Естественнонаучное | 888 | 18,1 |
Туристско-краеведческое | 507 | 10,3 |
Социально-гуманитарное | 569 | 11,6 |
Общеразвивающие программы художественной направленности | 963 | 19,6 |
Общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности | 1030 | 21,0 |
итого | 4900 |
Согласно результатам мониторинга данных из ЕАИС ДО охват детей дополнительным образованием в возрасте от 5 до 18 лет за 2023 г. составляет 72,6% (12413 человек). Охват детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов дополнительным образованием составляет 27%.
Анализ кадровой ситуации в организациях дополнительного образования
По состоянию на 2024 год в организациях дополнительного образования городского округа г. Аргун занято 96педагогических работника (таблица 4.3).
Таблица 4.3 – Количество и доля педагогических работников организаций дополнительного образования городского округа г.Аргун, в разрезе возрастных групп (по состоянию на 2024 год)
до 30 лет | 30-50 лет | 50 лет и старше | Всего | |
Количество педагогических работников, человек | 49 | 32 | 23 | 104 |
Доля педагогов дополнительного образования, % | 46,6% | 31,0% | 22,3% |
22,3% педагогических работников данных организаций относятся к возрастной категории «50 лет и старше».
В среднем 62,5% педагогических работников организаций дополнительного образования городского округа г.Аргун имеют высшее образование (из них 75,4% – педагогическое), и 47,7% – среднее профессиональное образование (из них 64,5% – педагогическое).
Современные инфраструктурные элементы организаций дополнительного образования, находящихся городского округа г. Аргун, созданные в рамках реализации региональных проектов, представлены в таблице 4.4.
Таблица 4.4 – Современные инфраструктурные элементы (объекты) организаций дополнительного образования городского округа г. Аргун
№ п/п | Муниципальное образование | Наименование образовательной организации, на базе которой создан Центр | Назначение |
1 | г. Аргун | МБУ ДО «Центр детского творчества г. Аргуна» | Организация дополнительного образования |
2 | г. Аргун | МБУ ДО «Центр детского технического творчества г. Аргуна» | Организация дополнительного образования |
3 | г. Аргун | МБУ ДО “Центр детско-юношеского туризма и краеведения г.Аргуна” | Организация дополнительного образования |
4. | г. Аргун | МБУ ДО “ЦЮН и Э г.Аргуна” | Организация дополнительного образования |
5. | г. Аргун | МБОУ «СОШ № 3» г. Аргуна имени М.М. Вайханова; | Центр образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» |
6. | г. Аргун | МБОУ «СОШ № 6» г. Аргун. | Центр образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» |
7. | г. Аргун | МБОУ «СОШ им. А.Х. Кадырова г. Аргун» “Кванториум” | детский технопарк |
8. | г. Аргун | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Аргун». | Центр образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» |
Структура управления муниципальной системой дополнительного образования детей
В городском округе г. Аргун сложилась вертикальная структура управления системой дополнительного образования детей.
Развитие системы дополнительного образования координирует Департамент образования городского округа г. Аргун при взаимодействии с опорным центром Регионального модельного центра дополнительного образования детей (структурное подразделением ГБНОУ «Республиканский комплекс общего и дополнительного образования «Квант»).
Опорный центр осуществляет информационное, методическое и экспертное сопровождение дополнительного образования детей в городском округе г. Аргун, регионального навигатора дополнительного образования, координирует работу по выравниванию доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями.
По совокупности организаций дополнительного образования, находящихся в городском округе г. Аргун по состоянию на 2024 год зафиксированы высокие уровни достижения запланированных результатов по следующим направлениям (мероприятиям):
1) Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами: значение показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами» составило 72,6%, что превышает плановое значение показателя на 7,6 %.
По результатам проведенного мониторинга выявлены факторы (дефициты), сдерживающие прогрессивное развитие сферы дополнительного образования по следующим направлениям (мероприятиям):
1) Выявлены дефициты в оснащении организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, средствами обучения и воспитания. Запланированы мероприятия по дооснащению организаций дополнительного образования средствами обучения и воспитания.
2) Выявлены дефициты в области функционирования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Запланированы мероприятия по привлечению детей-обучающихся общеобразовательных организаций в Центры дополнительного образования.
3) Выявлены дефициты в области в функционирования системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся. Запланированы мероприятия по привлечению обучающихся к участию в различных формах развития образовательных достижений (творческие конкурсы, фестивали, научно-практических конференции).
4) Выявлена потребность в повышении квалификации педагогических и управленческих работников дополнительного образования.
С учетом выявленных факторов (дефицитов), сдерживающих прогрессивное развитие системы образования городского округа г. Аргун по направлению «Дополнительное образование», определен перечень мероприятий, установлены целевые показатели и значения целевых индикаторов на 2025-2030 гг.
Таблица 4.5 – Планируемые к реализации мероприятия (с учетом заданных на муниципальном уровне KPI)
№ п/п | Наименование мероприятия | Целевые показатели | Ед. изм. | Целевые индикаторы на 2025-2030 гг. | |||||
2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | ||||
4. 1 | Повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров | Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших КПК за счет средств муницпального и регионального бюджета | % | 20,0 | 30,0 | 50,0 | 60,0 | 80,0 | 100,0 |
4.2 | Оснащение организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, средствами обучения и воспитания | Доля организаций дополнительного образования, оснащенных средствами обучения и воспитания за счет средств регионального бюджета | % | 60,0 | 70,0 | 80,0 | 90,0 | 100,0 | |
4.3 | Развитие системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей | Доля детей, охваченных деятельностью центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, детских технопарков «Кванториум» и центров «1Т-куб», от общего количества детей, охваченных допобразованием | % | 9,85 | 10,0 | 10,5 | 15,0 | 25,0 | 30,0 |
4.4 | Развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся | Доля обучающихся, охваченных разными формами развития образовательных достижений (творческие конкурсы, фестивали, научно-практических конференции) (нарастающим итогом) | % | 10,0 | 15,0 | 20,0 | 25,0 | 30,0 | 35,0 |
[1] Численность обучающихся не подлежит суммированию по направлениям дополнительного образования, так как один ребенок может посещать несколько направлений.