Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью человечность.
Одна из главных проблем современности – это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше.
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе – это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно.
Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:
-постоянное ухудшение морально-нравственной среды;
-уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;
-ухудшение физического развития молодого поколения;
-отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни;
-негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм);
-отсутствие культуры поведения;
-наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).
Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее. Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием. Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе. Школьная пора – хорошее время для формирования духовности и нравственности.