НОВЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОСРЕЕСТРОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА
Заместитель руководителя Росреестра Максим Смирнов провел селекторное совещание с территориальными органами ведомства, посвященное вступлению в силу Административного регламента осуществления Росреестром государственного земельного надзора. Документ утвержден приказом Росреестра от 18 июня 2019 г. № П/0240 и вступил в силу 18 ноября 2019 г.
Новым административным регламентом определены порядок, последовательность и сроки выполнения административных процедур при проведении Росреестром и его территориальными органами государственного земельного надзора.
«Новый административный регламент направлен на повышение прозрачности проверок земельного законодательства. Он содержит в себе ряд нововведений и учитывает последние изменения законодательства в части осуществления процедур проведения проверок, мероприятий по профилактике правонарушений, взаимодействия с органами прокуратуры при осуществлении проверок, а также особенности их проведения в отношении органов государственной власти», – сказал Максим Смирнов.
Отдельно на совещании были рассмотрены постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. и определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2019 г., касающиеся применения положений части 1 статьи 8.8 КоАП РФ при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях. Решением Верховного Суда РФ оценена законность правоприменительной практики Росреестра при привлечении к ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению. При проведении проверок инспекторы Росреестра сталкивались со случаями, когда здания или помещения в здании используются не в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Учтены и положения Земельного кодекса РФ, предписывающие должностным лицам Росреестра информировать органы местного самоуправления о выявлении размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка или установленными ограничениями его использования.
«Например, здание находится на земельном участке, предназначенном для промышленных объектов, а на участке расположены административные здания, торговые центры или предприятия общественного питания. В этом случае такой земельный участок используется не по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования. В своем определении Верховный Суд РФ признал правильными действия Росреестра и поставил точку в этом вопросе. Свое решение суд обосновал ещё и тем, что, используя таким образом здания, владелец фактически уклоняется от уплаты земельного налога, ставка которого рассчитывается с учетом вида разрешенного использования, меняется порядок расчета кадастровой стоимости», – заявил заместитель руководителя Росреестра.
В связи с вступлением в силу 1 января 2020 г. изменений в ст. 46 Бюджетного кодекса РФ участникам селекторного совещания даны разъяснения по порядку зачисления сумм денежных взысканий за нарушения законодательства и изменений порядка администрирования таких взысканий. Особо была отмечена необходимость усиления работы по информированию на сайтах территориальных органов Росреестра о проводимых административных обследованиях и результатах проверок земельного законодательства.
Заместитель руководителя Управления
Росреестра по Чеченской Республике
А.Л. Шаипов