Skip to content Skip to left sidebar Skip to footer

Проект МПА об утверждении Генеральной схемы очистки территории г. Аргун Чеченской Республики

ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «___ » _________ 2015г.                                                      №_______

Об утверждении Генеральной схемы очистки территории
г. Аргун Чеченской Республики

В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», на основании ст. 7, ч.6ст.43 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Отменить постановление Мэра города Аргун от 07.02.2014г. № 18-п «Об утверждении Генеральной схемы очистки территорий г.Аргун Чеченской Республики».

2. Утвердить Генеральную схему очистки территории г.Аргун Чеченской Республики, согласно Приложению.

3. Настоящее постановление опубликовать в городской газете «Аргун» и разместить на официальном сайте.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на
заместителя Мэра города Аргун Л.Ш. Гокаева.

Мэр города Аргун                                                                И.В. Темирбаев

Приложение

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АРГУН

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие промышленности и сельского хозяйства, рост городов, поселков городского типа и сельских поселений приводят к загрязнению окружающей природной среды, ухудшают условия проживания людей.
Очистка территорий населенных пунктов – одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, в связи с чем, была разработана схема санитарной очистки территории города Аргун.
Разработчиком схемы санитарной очистки территории г. Аргун является мэрия г. Аргун.
Основанием для разработки схемы санитарной очистки послужили:
1.Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2.Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды».
3.Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
5. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Очистка территорий населенных пунктов – одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Генеральная схема очистки территории г. Аргун направлена на решение комплекса работ по организации, сбора, удаления и размещения бытовых отходов, а также определяет очередность осуществления этих мероприятий.
1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА

Аргунский городской округ расположен в центральной части Чеченской Республики. Территория г. Аргун находится на незначительном расстоянии от столицы Чеченской Республики г. Грозный (12 км западнее), а также г. Шали – 15 км (южнее) и г. Гудермес – 20 км (северо-восточнее). Сеть автомобильных и железнодорожных магистралей обеспечивают связь между ними.
Общая площадь территории г. Аргун составляет 52 км², численность населения на 1 января 2015 года составила 33 716 человек.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Краткая характеристика объекта и природно-климатические условия.

Описываемая территория принадлежит к области предгорий Северного Кавказа, занимая часть обширной Предчерногорской равнины, к северу сливающейся с долиной р. Сунжи. В южной части территории (за пределами городской застройки) среди равнины выделяется гора Гойтен-Корт (237 абс.м), которая является структурным продолжением Ново-Грозненской возвышенности.
Вдоль западной окраины города в направлении с юго-запада на северо-восток протекает р. Аргун, впадающая в р. Сунжу к северу от города.
В долине реки прослеживается пойма и две надпойменные террасы, постепенно переходящие одна в другую, а местами разделенные небольшими уступами высотой 1,5 – 2,0 м.
Пойма реки достигает в ширину 250-300 м. Русло – в маловодные годы раздроблено на ряд рукавов, блуждающих по всей пойме. Берега реки – обрывистые, местами отвесные, высотой от 1,5 до 3,5 и более метров.
Рельеф поверхности надпойменных террас ровный, почти плоский, характеризующийся небольшим уклоном в направлении на северо-восток в пределах абсолютных отметок от 130-125 м, на юге, до 105-100 м в районе железнодорожной линии.
Поверхность рассматриваемой территории прорезана многочисленными балками, староречьями (сухие русла), которые имеют общее северо-восточное направление, а также широкой сетью искусственно вырытых оросительных каналов.
Сухие балки и долины ограничиваются хорошо выраженными берегами и уступами террас, высотой от 1 до 3 м. Ширина долин достигает 60-150 м.

2.2. Организация водоснабжения.

Источником водоснабжения населенного пункта являются подземные воды. На балансе Аргунского ф-ла ГУП «Чечводоканал» находятся:

№ п/п наименование технические параметры
1 ВНС-1 315 м3 в час
2 ВНС-2 500 м3 в час
3 КНС-1 530м3 в час
4 КНС-2 80 м3 в час
5 КНС-3 80 м3 в час
6 КНС-4 30 м3 в час
7 КНС-5 100 м3 в час
8 КНС-6 25м3 в час
9 ОСК-1 9500м3 в сутки

2.3. Современное состояние системы санитарной очистки и уборки.

Загрязненность окружающей среды отходами в настоящее время является серьезной проблемой в городе. Все возрастающее количество отходов (в том числе опасных), отсутствие учета, беспорядочное и бесконтрольное складирование оказывает отрицательное воздействие на состояние здоровья населения и на окружающую среду.
При неправильном захоронении отходы представляют угрозу здоровью населения, загрязняют почву, поверхностные и подземные воды, занимают сельскохозяйственные угодья и создают эстетические и рекреационные проблемы. Поэтому одной из наиболее важных задач охраны окружающей природной среды является проблема мусора, утилизации и размещения отходов.
В настоящее время на территории г. Аргун нет обустроенного полигона ТБО, ближайший полигон ТБО находится в 20 – 30 км. от города.
Санитарная норма образования бытовых отходов – 0.4 т/год на человека в городском поселении. Установлено, что от городских жителей на свалки поступает на 25-30 % отходов больше, чем от сельских, поскольку бытовые отходы сельских населенных пунктов содержат заметно меньшее количество компостируемых веществ, как правило, вносятся в почву, идут на корм скоту или сжигаются на местах в кострах и отопительных печах.
Поскольку к вывозу на полигон не принимаются производственные отходы 1, 2 и 3 классов опасности (ртутные лампы, ядохимикаты и минеральные удобрения, пришедшие в негодность и пр.), они должны собираться и утилизироваться по договорам с лицензированными организациями отдельно.
Не на всех предприятиях создана система лицензируемой деятельности по обращению с отходами: оборудование специальных площадок и мест сбора и временного накопления отходов (сменяемые промаркированные контейнеры, стеллажи, площадки с твердым покрытием для раздельного хранения и сортировки отдельных утильных фракций, благоустроенные подъезды, оборудованный транспорт для транспортировки отходов, договорная и лицензированная схема обращения с отходами и т.д.)

2.3.1. Сбор, удаление и размещение отходов

Сбор твердых бытовых отходов, образующихся от уборки жилых помещений и административных зданий и объектов социальной сферы (почтовое отделение, фельдшерско-акушерские пункты, школа, библиотека, магазин) должен производиться в типовые контейнеры, размещенные на оборудованных контейнерных площадках.
Контейнерные площадки, предназначенные для сбора и хранения твердых бытовых отходов, должны размещаться в установленном порядке. Исполнение и контроль за сбором твердых бытовых отходов, в том числе по обращению с ТБО опасности возложены:
-по объектам культурно – бытового назначения (библиотеки, школы, детские сады, фельдшерско-акушерский пункты, отделения связи,) на руководителей;
-объектам торговли на владельцев магазинов.
Отходы, находящиеся на площадках временного хранения, могут создавать мгновенные, краткосрочные и долгосрочные проблемы, как для окружающей среды, так и для здоровья человека. Ликвидация ошибок, допущенных ранее, обходится, как правило, значительно дороже, чем разработка и принятие профилактических мер. Поэтому важно провести оценку возможных неблагоприятных последствий на всех этапах процесса обращения с отходами на территории города.
Выделяются следующие этапы обращения с отходами:
 образование (жилые и административные здания, школа, магазины, почтовое отделение, библиотека, фельдшерско-акушерские пункты);
 сбор (транспортировка отходов к местам накопления отходов – контейнерным площадкам);
 обезвреживание (производится обеззараживание медицинских отходов, образующихся в фельдшерско-акушерских пунктах);
 транспортировка (в городском поселении осуществляется силами МУП «ПУЖКХ г. Аргун», в специально оборудованных контейнерных площадок, до места захоронения отходов);
На каждом этапе мэрия г. Аргун должна проводить контроль за безопасным обращением с отходами, так как, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях города осуществляют органы местного самоуправления.

2.3.2. Твердые бытовые отходы

Отходы разделяют на отходы производства и отходы потребления. Отходы, образующиеся в городе, можно отнести к отходам потребления, так как, это отходы, которые образовались в результате уборки жилых и административных помещений, в результате их ремонта (твердые бытовые отходы, далее – ТБО). К отходам потребления также можно отнести продукцию, которая утратила свои потребительские свойства – это предметы обихода, различны виды упаковочной тары (отходы полиэтилена, ПЭТ бутылки, металлическая или пластиковая тара из-под различных видов продукции и т.д.), отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные автомобильные покрышки, автомобильные аккумуляторы и т.д.
Норма накопления ТБО постоянно меняется, отражая состояние снабжения товарами и в значительной мере, зависит от местных условий.
На общее накопление ТБО влияют разнообразные факторы, основными из них являются:
 степень благоустройства зданий;
 вид топлива при местном отоплении;
 наличие промышленных предприятий, предприятий общественного питания и торговли;
 климатические условия.
При определении количества ТБО следует учитывать возможность образования их во всех источниках.
Нормы накопления отходов принято подразделять на дифференцированные (индивидуальные) по месту их образования.
Общие нормы накопления принимаются из расчета количества спецмашин, оборудования и инвентаря для сбора и удаления отходов.
Установление норм накопления ТБО должно производиться согласно «Рекомендациям по определению норм накопления твердых бытовых отходов», разработанных Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова (далее – Рекомендации).
К основным положениям Рекомендаций можно отнести:
 работа по определению или уточнению норм накопления ТБО проводится специальной комиссией, создаваемой органами местного самоуправления (нормы накопления ТБО могут изменяться в зависимости от числа жителей населенного пункта и его специфики)
 основными показателями при определении норм накопления ТБО являются масса, объем, средняя плотность и коэффициент суточной неравномерности накопления;
 нормы накопления определяются для жилых зданий и для объектов общественного назначения;
 нормы накопления определяются: по жилым зданиям – на одного человека; по объектам культурно – бытового назначения (клубы, библиотеки) – на 1 место; по объектам торговли – на 1 кв. м. торговой площади; на городскую больницу– на 1 посещение;
 при определении накопления отходов целесообразно использовать контейнера емкостью 1,0 куб.м.;
 нормы накопления определяются по сезонам года, замеры производятся в течение 7 дней без перерывов, независимо от периодичности вывоза отходов;
 работу по уточнению норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.
Рост обеспеченности бумагой и другими упаковочными материалами приводит к увеличению объема ТБО и снижению плотности отходов. Следует отметить, что сокращение плотности отходов в городской местности происходить не будет из-за использования части образующихся упаковочных материалов для личного пользования.
Климатические и местные условия оказывают влияние на нормы накопления в связи с различной продолжительностью отопительного сезона, периода подметания дворов и тротуаров, озеленения, а также потреблением населения овощей и фруктов.
Среднегодовые нормы накопления и образования твердых бытовых отходов, приведенные в Таблице 3, приняты согласно следующим документам:
 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройки городских и сельских поселений»;
 сборнику удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденному заместителем председателя государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды в 1999г.;
 сборнику удельных показателей «предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемых для складирования в накопителях», утвержденному Минжилхозом РСФСР 30.05.8 г. № 85-191-1.

Таблица 3

№ п/п
Источник образования отходов Среднегодовая норма образования и накопления Предлагаемые нормы образования и накопления
кг куб.м. кг куб.м.
1 Общая норма накопления ТБО по благоустроенным жилым домам, с населением до 100 тыс.чел. 250 0,2 на 1 жителя 100 0,2
2 Учреждение (почтовое отделение, административно-финансовые учреждения, библиотека) 40-70 0,2-0,3 40 0,2
3 Школа 24 на 1 учащегося 0,12 на 1 учащегося 24 на 1 учащегося 0,12 на 1 учащегося
4 Продовольственный магазин 250 на 1 м². площади 0,46 на 1 кв. м. площади

56

0,20
5 Промтоварный магазин 200 на 1 кв. м. площади 0,15 на 1 кв. м. площади
6 Городская больница 120гр на 1 посещение 0,7 на 1 посещение 60 на 1 посещение 0,20 на 1 посещение

Для того чтобы рекомендуемые нормы накопления приобрели законность, их требуется утвердить органами местного самоуправления, этому должны предшествовать соответствующие замеры, учет, контроль за количественным и качественным составом образующихся отходов, т.е., утвержденные нормативы должны быть обоснованными.
Вывоз твердых бытовых отходов осуществляется силами МУП «ПУЖКХ г. Аргун». Периодичность вывоза твердых бытовых отходов будет определяться согласно разрабатываемому графику не реже 1 раза в 3-4 дней.
Частота обработки металлических контейнеров определяется согласно СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». В летний период необходимо промывать при «несменяемой» системе не реже одного раза в 10 дней, при «сменяемой» после каждого опорожнения.

2.3.3. Биологические отходы.

На территории города Аргун пункта сбора павших трупов животных не имеется. Биологические отходы вывозятся в пункт сбора биологических отходов, где происходит их утилизация.

2.3.5. Содержание и уборка придомовых обособленных территорий

Объектами очистки являются: территории домовладений, проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории учреждений и организаций.
Возле организаций, учреждений и объектов культурно-бытового назначения должны быть установлены урны. Очистка урн должна осуществляться систематически по мере их накопления. За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.
Сбор отходов осуществляется согласно СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
На территории города сбор бытовых отходов производится путем их выноса из жилых домов и складирования в типовые контейнеры. Такой же процесс сбора осуществляется при уборке административных зданий, школ, предприятий торговли и т.д.
Площадка для размещения контейнеров должна иметь:
 удобные подъездные пути для автотранспорта;
 водонепроницаемое покрытие (асфальтобетон; бетон и т.п.);
 трехстороннее ограждение (забор или живая изгородь);
 укрытие (крышки).
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, спортивных площадок, от мест отдыха на расстоянии не менее 20 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 10.
Емкости для хранения отходов (контейнеры) должны соответствовать требованиям документа «Предельное количество токсичных промышленных отходов на территории предприятия, разработанному Минздравом СССР в 1985 году.
Контейнеры в летний период необходимо промывать не реже 1 раза в 10 дней.
При временном хранении отходов следует исключить возможность загнивания и разложения отходов.
Кроме отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов могут быть образованы другие отходы потребления: отработанные аккумуляторы, масла отработанные, фильтры жидкого топлива, промасленная ветошь и др., такие отходы не подлежат размещению на свалках и полигонах.
Сбор отходов должен осуществляться по их видам и классам опасности, смешивание их запрещается.
С целью недопущения размещения на свалке запрещенных видов отходов, следует согласовать с территориальным Управлением Роспотребнадзора и организацией, эксплуатирующей объект захоронения отходов подлежащих к размещению на свалке.
Виды отходов, не подлежащие к размещению на свалке должны передаваться с целью использования или обезвреживания предприятиям-потребителям, имеющим соответствующий вид лицензии.
Примерное количество образующихся отходов приведено в Таблице 4.

Таблица 4

№ п/п
Наименование отхода Норматив образо-
вания,
Н Обоснование для образования отхода, тонн Количество образую-
щихся отходов, тонн
1 Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак – – 0,010*
2 Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) 210-225кг на 1чел/год 330 74,250
3 Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 40-70кг
на 1чел/год 50 3,50
4 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами 250 кг
на
1м²
торговой
площади Всего 1магазин с торговой площадью 200,1 м² 50,025
5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами 200 кг на
1м²/год
торговой
площади Всего 1магазин с торговой площадью
70 м² 14,00
6 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений 24 кг на 1 учащегося/год 140 учащихся 3,360
7 Полиэтиленовая тара поврежденная – – 0,250*
8 Отходы полиэтилена в виде пленки – – 0,250*
9 Стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп) – – 0,300*
10 Лом черных металлов несортированный – – 1,000*
11 Тара и упаковка из алюминия незагрязненная, потерявшая потребительские свойства и брак – – 0,100*
12 Отходы упаковочного картона незагрязненные – – 0,250*

* прогнозируемые данные.

В таблице 5 приведен примерный перечень отходов, образование которых возможно на территории города.

Таблица 5
№ п/п Наименование отхода Код по ФККО Класс опасности Планируемый объем образования отходов, тонн Место размещения отхода
1 Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак 3533010013011 1 0,010 Вывоз 1 раз/год
2 Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) 9110010001004 74,250 Вывоз на свалку
3 Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 91200401004 4 1,400 Вывоз на свалку
4 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами 9120110001005 5 50,025 Вывоз на свалку
5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами 9120120001005 5 14,00 Вывоз на свалку
6 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений 9120130001005 5 3,360 Вывоз на свалку
7 Полиэтиленовая тара поврежденная 5710290313995 5 0,250* Ежегодная передача отходов предприятиям, имеющим соответствующий вид лицензии
8 Отходы полиэтилена в виде пленки 5710290201995 5 0,250* Ежегодная передача отходов предприятиям, имеющим соответствующий вид лицензии
9 Стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп) 3140080201995 5 0,300* Ежегодная передача отходов предприятиям, имеющим соответствующий вид лицензии
10 Лом черных металлов несортированный 3513010001995 5 1,000* Ежегодная передача отходов предприятиям, имеющим соответствующий вид лицензии
12 Тара и упаковка из алюминия незагрязненная, потерявшая потребительские свойства и брак 3531010313995 5 0,100* Ежегодная передача отходов предприятиям, имеющим соответствующий вид лицензии
13 Отходы упаковочного картона незагрязненные 1871020201005 5 0,250* Ежегодная передача отходов предприятиям, имеющим соответствующий вид лицензии
Всего отходов, вывозимых на свалку 145,195

Для вывоза отходов следует утвердить схему очистки территории населенного пункта.
Для определения числа устанавливаемых контейнеров следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения.
Для города периодичность вывоза отходов должна быть согласована с территориальными органами Роспотребнадзора.
Планируемое количество отходов, вывозимое с территории города составит 145,195 тонн в год, исходя из численности города (с учетом предприятий социально-культурного назначения, организаций и учреждений).
Периодичность вывоза отходов зависит от количества образующихся отходов и количеством установленных контейнеров. С учетом плотности отходов вместимость контейнера составляет 150 кг. Осуществлять селективный сбор пищевых отходов в городе нецелесообразно, т.к. нет предприятий по раздельной переработки ТБО.
Количество контейнеров и место их размещения указаны в таблице 6.

Таблица 6

№ п/п
Число жителей, чел. Масса образующихся отходов за 5 дней, при норме 0,3 кг на человека в сутки, кг Количество контейнеров для ТБО, шт., с учетом вместимости контейнера – 150 кг
Место размещения
1 12 200 18 300 130 На площадке ул.Шоссейная №№127,131,133,129,111,121,113,119;
Ул. Аксактемирова 30,25а,34,32,
Ул. Титова, 1,9,
Ул. Гагарина, 1а, 10г,14
Ул. Содовое кольцо у Мечети,
Ул. К.Маркса, 97,2а,14; Поселок ЛТП;
2 7152 1490 12 На площадке возле школы
Итого 19790 142

При периодичности вывоза 2 раз в 5 дней не будет наблюдаться переполнение контейнеров, а для транспортировки отходов (ТБО) потребуется 2 машины, принадлежащие МУП «ПУЖКХ г. Аргун».

3. Финансирование мероприятий по санитарной очистке

Ежегодно в бюджете города предусмотрено финансирование средств на благоустройство и санитарную очистку территории города.
В 2014 г. в бюджете города на благоустройство выделено 9 852, тыс. руб., в бюджете на 2015 год на благоустройство предусмотрено 6 240, тыс. руб.