В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» (далее — Федеральный закон) субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и частные застройщики могут осуществлять строительство наемных домов социального и коммерческого использования.

Федеральным законом определены категории граждан, которые могут быть нанимателями по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Предоставление жилых помещений в наемных домах социального использования позволит улучшить жилищные условия граждан, уровень доходов которых не позволяет отнести их к категории малоимущих, но его недостаточно, чтобы улучшить жилищные условия путем приобретения жилья в собственность самостоятельно или с помощью ипотечного кредита.

Кроме того, в соответствии со статьей 913 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в наемных домах социального использования могут быть предоставлены по указанным договорам гражданам, признанным нуждающимися в предоставлении жилых помещений в таких наемных домах в том числе по основаниям, установленным законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5.6 Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 года № 1250-р, субъектам Российской Федерации необходимо принять региональные программы развития рынка арендного жилья, в том числе обеспечив включение подпрограмм, задач, мероприятий, направленных на формирования и развитие рынка доступного арендного жилья, в существующие региональные программы жилищного строительства.

Минстрой России рекомендует в рамках указанных региональных программ предусмотреть мероприятия по субсидированию жилищного найма для семей, имеющих детей.

Принятие субъектом Российской Федерации мер по формированию рынка доступного арендного жилья — развитию жилищного фонда социального использования — может повысить возможность улучшить жилищные условия семьям, нуждающимся в жилье.

Вместе с тем, в настоящее время в рамках работы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Ипотека и арендное жилье» предусмотрены мероприятия по развитию рынка арендного жилья и апартаментов для найма.

В качестве инструмента долгосрочного финансирования проектов создания фонда арендного жилищного фонда предполагается использование механизма коллективных инвестиций через создание паевых инвестиционных фондов, что в дальнейшем будет способствовать формированию прозрачного и надежного инструмента долгосрочного инвестирования.

Закрытые паевые инвестиционные фонды (далее — ЗПИФ) смогут выступать в качестве соинвестора строительства жилья, а также приобретать готовое жилье.

В Московском регионе уже реализуются пилотные проекты по созданию арендного жилья на базе ЗПИФ.

Реализация указанных проектов позволит продемонстрировать потенциальным инвесторам экономическую эффективность инвестирования в создание арендного жилья и апартаментов, а также будет способствовать масштабированию развития института арендного жилья путем «тиражирования» аналогичных проектов на территории Российской Федерации.

Пункт 17. Предоставление специальных ипотечных продуктов для молодых семей и семей, имеющих детей

В настоящее время реализуется программа субсидирования ипотечного кредитования на приобретение строящегося жилья и рефинансирование текущих ипотечных кредитов семьям, имеющим детей, по льготной ставке 6% (далее — программа).

Реализация программы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1711.

Действие программы распространяется на семьи, в которых родился второй и третий ребенок после 1 января 2018 г., которые покупают квартиру в новостройке (на первичном рынке жилья, в том числе строящееся в соответствии с законом о долевом строительстве) с использованием ипотечного кредита.

Кроме того, в рамках реализации задачи по повышению доступности ипотечного кредитования на территории Российской Федерации акционерным обществом «ДОМ.РФ» (далее — АО «ДОМ.РФ») разработан и применяется механизм реализации региональных программ ипотечного кредитования, в рамках которых ипотечная ставка для заемщиков может составлять от 6 % годовых.

Механизм реализации региональных программ следующий:

АО «ДОМ.РФ» рассчитывает разовую сумму недополученных процентов за снижение ставки, в процентах от размера ипотечного кредита (дисконт);

Ипотечный кредит выдается партнером АО «ДОМ.РФ» по сниженной ставке на весь срок кредита, АО «ДОМ.РФ» выкупает кредит у партнера с дисконтом

(реализация программы может осуществляться через регионального оператора, банк или ипотечное агентство);

Субъект Российской Федерации единоразово оплачивает компенсацию дисконта за каждого заемщика партнеру АО «ДОМ.РФ».

Реализация указанного механизма может быть оперативно запущена путем внесения изменений в уже существующие региональные программы, при этом власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют категории граждан, которым необходима поддержка.

Такой механизм позволяет субъектам Российской Федерации поддерживать отдельные категории граждан и при этом снижать нагрузку на региональный бюджет по сравнению с действующими механизмами субсидирования.

Пункт 18. Мониторинг предоставления земельных участков на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, и обеспечения их инфраструктурой

 

Заявления на предоставление земельного участка подали 390,7 тыс. семей, имеющих трех и более детей.

За 2017 г. органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предоставлено бесплатно 52,9 тыс. земельных участков многодетным семьям.

142,8 тыс. семей, имеющих трех и более детей, состоят на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органами местного самоуправления 1978 семей, имеющих трех и более детей, предоставлены жилые помещения по договору социального найма.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 487-ФЗ «О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2015 г. установлена возможность предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно информации, предоставленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные меры поддержки в 2017 году получили 2498 многодетных семей.

Кроме того, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д А. Медведева от 2 апреля 2016 г. № ДМ-П12-1826 необходимо в течение 3 лет устранить очередь многодетных семей на обеспечение земельными участками с подведенной инфраструктурой, в том числе путем оказания таким семьям иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Учитывая изложенное, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо продолжить работу по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты с учетом изменения федерального законодательства в части иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно, а также во исполнение указанного поручения.

Также, в соответствии с пунктом 8 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 4 апреля 2018 г. № ДМ-П9-14пр высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации рекомендовано обеспечить контроль предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, обеспеченных объектами инфраструктуры, или иных мер социальной поддержки взамен предоставления им земельных участков.